понедельник, 9 июня 2014 г.

Маленькое путешествие на лодке по Иртышу. Из Аксу в Павлодар. Часть 3: поход

Наконец-то это свершилось! И как по погоде-то подгадали! Просто супер. До субботы было холодно, и после субботы стало холодно. А в субботу - лепота. Нет, были, конечно, нюансы: думали, дождь будет, ветер был временами, который поднимал волну, которая, в свою очередь, мешала плыть. И не солнце сильно не пекло, и ветер был непостоянный. Так что я рад, что я выбрал именно этот день.

Как я уже говорил в предыдущих сообщениях (Маленькое путешествие по Иртышу. Из Аксу в Павлодар на лодке. Часть 1: планирование и Маленькое путешествие по Иртышу. Из Аксу в Павлодар на лодке. Часть 2: подготовка), этот поход кроме активного отдыха нес в себе функцию еще и немного исследовательскую. Я собирался измерить время, которое требуется, чтоб дойти на веслах от Аксу до Павлодара. Попутно хотел определить места с быстрым и медленным течением. В моих планах есть попытка пройти на веслах обратно, из Павлодара в Аксу, т.е. против течения. Именно для этого и нужна карта течений, т.к. идти проще против медленного стока. Для этого (да и для того, чтоб было проще ориентироваться на реке) я распечатал карту русла Иртыша от Аксу до Павлодара в масштабе 1 см: 200 м. Карта русла, кстати, пригодилась и для того, чтоб отмерять расстояние, которое мы прошли.

В общем, буду писать в хронологическом порядке, комментируя фото. Так, думаю, будет интереснее. Дата: 7 июня 2014 г., суббота. Наше путешествие с напарником (кстати, его тоже зовут Андрей) началось в Павлодаре, на вокзале, куда мы собрались к 7.00.

8.10 Мы в Аксу, на набережной.
8.20 Дошли до пляжа возле набережной, начинаем распаковываться.
8.45 Готовы к отплытию, выходим в море на реку. Это протока, которая потом вынесет нас в основное русло Иртыша.

8.48 Первые три минуты плавания. Ищем течение побыстрее. Но, похоже, эта протока с очень медленным течением. Тут очень хорошо было бы развивать гребной спорт: можно и по течению, и против течения грести без особого напряга.

9.04 Протоку "одолели" за 20 минут. Выходим в основное русло Иртыша. Вдали видно течение: мы приближаемся к нему почти перпендикулярно.
Судя по карте, тот дальний берег, правый, с отмелью. Это значит, что там течение не быстрое. Быстрое течение как раз возле левого берега. Его пока и будем держаться. Потому, реку пока не будем пересекать.

9.05 Левый берег - обрывистый. Все верно: быстрое течение подмывает берег.
На фото видно, что высота берега - примерно полметра. Но это неверно. Оказывается, накануне нашего похода, произвели сброс из какого-то водохранилища. Видимо, из Бухтарминского, т.к. у них там в Восточном Казахстане были сильные ливни.
"Какой-то красный знак" на берегу - это, я так понял, "дорожный" знак для водников: мол, поворот.

9.43 "Наш" первый остров. По идее (по карте) остров должен был начинаться с песчаной косы. Но, как я уже говорил, уровень в реке поднялся примерно на 1.5 м, поэтому песка мы не увидели.
9.44 Прошел почти час. Идем вдоль острова. Непонятно, где здесь течение быстрее, поэтому ни к какому берегу не прижимаемся.
Судя по карте, скоро слева должен показаться канал, с помощью которого ГРЭС получает из Иртыша воду для охлаждения турбин.

9.51 Вот он канал, слева по курсу. Прям чистые берега. Из песка и камней. Наверное, чтоб ничего не мешало потоку воды. Правильно мыслят...

10.02 Канал остался позади. Идем дальше.
Напарник завел разговор о еде. Проголодался, наверное. Точно. Говорит, что не завтракал толком.
Я-то позавтракал. Хоть и не хотел (пришлось вставать в 5.30), но заставил себя. Не впервой.
Справа видим красивое чистое место, решаем сделать первый привал. Для завтрака.

10.04 Пришвартовались быстро. Достаем еду. Снял свитер, т.к. потеплело.
На данный момент, за 1 час 20 мин., прошли примерно 7.5 км.

10.21 Позвонила жена, сказала, что в Павлодаре дождь. Да и у нас поднялся ветер. Появилась черная туча (краешек ее видно на фото). Придется одеваться. Лучше заранее одеть куртку, чем потом, когда промокнешь.
Готовимся отчаливать.

10.39 По пути встречаются куски деревьев. Мы предусмотрительно обходим их стороной. Лодка - не железная.
10.40 Хоть туча и пролетела мимо, и небо более менее очистилось, но встречный ветер поднял волны, которые, оказывается, очень мешают. Высота волн, примерно, 15 см.
Ветер срывает брызги с весел и направляет их прямиком в лодку. Кроме того, ветер дует против хода, что значительно снижает нашу скорость. Еще бы немного сильнее подул, и мы гребли бы на месте.
Почти полчаса мы шли в таких условиях.

11.18 Подошли к первому 180-градусному повороту русла. Кстати, этот поворот - единственный в своем роде на отрезке от Аксу до Павлодара. Его особенность в том, что русло на повороте делит на две почти одинаковые по ширине части довольно большой остров. В связи с этим, когда еще изучал карту, я думал, какой протокой будет быстрее пройти поворот, т.е. где течение сильнее.

11.22 Пошли ближайшей протокой. Оказалось, что именно она является судоходной, т.к. вдоль всей ее длины стоят бакены и береговые знаки.
Раз именно эта протока судоходна, значит, здесь глубже. Следовательно, и сильнее течение.

11.26 С выбором протоки мы точно не ошиблись. Течение более быстрое, чем было до этого момента. Особенно это заметно ближе к берегу острова. Следовательно, если идти на веслах вверх по течению, то однозначно придется выбирать другую протоку.

11.27 Напарник замечает кусочек чистого берега на острове и вспоминает, что именно здесь он с товарищами в прошлом году очень удачно порыбачил. Уговаривает меня попробовать порыбачить здесь сейчас. Авось повезет.
11.30 Решение о рыбалке принято. Даю полчаса. Подходим к берегу, вытаскиваем лодку.
Пройдено примерно 14 км, треть пути.

11.35 Так как рыбалка запрещена до июля, то решено спрятать лодку, на всякий случай, с глаз проплывающих мимо. К слову, до сих пор нам никто не встретился.
Спускаем лодку за бугор (на фото левый нижний угол).

12.02 Пока готовили удочки, прошло минимум минут 15. Осталось мало времени собственно на рыбалку.
Все равно не уложились в полчаса))
Убедившись, что рыба в разлив кушать не хочет, мы отправились дальше.

12.21 Самый красивый снимок за этот поход. Пока болтали, чуть не пропустил момент.
Поворачиваю голову в сторону правого берега, смотрю, облака удачно затенили реку и часть растительности на берегу. Другая же часть осталась освещена солнцем. Красота! Это фото - лишь отчасти передает игру красок.

12.56 Прошли еще один крутой поворот русла. Подходим к месту, где идет строительство нового моста.
На фото - левый берег. Какая-то насыпь, трансформаторная будка, столбы с проводами. Левее фото - куча кранов. Хотел и их сфотографировать, да получаются очень мелкими.

На правом берегу виднеются какие-то металлические предметы (трубы или еще что-то). Скорее всего - это опалубка для опоры моста.

14.41 Уже 40 минут на отдыхе. Обед, как говорится, по расписанию.
Все ближе к дому. Осталось еще 2 поворота. То место, где мы сейчас находимся, это почти "Иртышские зори". Хотелось отобедать на песчаных пляжах "Иртышских зорь", но, принимая во внимание разлив, который может затопить песчаные косы, а также то, что на часах - почти 2 часа дня, а до "Иртышских зорь" еще минут 15-20, то, увидя более-менее чистый клочок берега, мы решили отобедать здесь.
На фото видно, как буксир тянет какой-то плавучий дом. Кстати, через 5 минут они пришвартовались в 20 метрах от нас. Что они там, интересно, будут делать?
На данный момент мы прошли примерно 30 км, т.е. 3/4 пути. Осталось примерно 10 км.

15.07 Вот они "Иртышские зори". Красивейшие места! Надо признаться, что в советское время умели выбирать места для отдыха.
Лучше бы мы здесь остановились на обед. Но, опять же, кто ж знал, что не все затоплено?

15.35 Насосная станция. Красиво, однако, смотрится.
Начинается последний этап нашего путешествия. Вдалеке, за деревьями, время от времени виднеются "девятиэтажки" Павлодара.

16.16 Последний крутой поворот русла Иртыша перед Павлодаром.
Решил снять добротный кирпичный дом, который не получилось сфотографировать в прошлое воскресенье (см. Воскресная прогулка) из-за того, что далеко от него находился, и камера его просто "не брала".

17.22 Так выглядит Павлодар со стороны реки, километрах в двух-трех.

17.39 Мы почти доплыли. Причаливать будем также, на набережной, только ближе к Лермонтова. Чтоб лодку недалеко было нести.
17.43 Оказывается, прогулочный теплоход уже "фунциклирует". Город, главное, Павлодар. А теплоход, значит - "Экибастуз". Так-то...
17.56 Идем мимо набережной и пляжа. Приближаемся к дому. Ох, побыстрей бы...

Причалили мы почти в 18.00. Уже не снимаю. Все до боли знакомо. Каждому. ))

Поход считаю удавшимся. Активный отдых имел место. С чем нас и поздравляю. А вам - спасибо за внимание.

Если нравится, поделитесь с друзьями: